Мобильные версии сайтов

mob

Еще 5 лет назад мобильная версия сайта была не вполне понятной роскошью — но уже тогда времена WAP, мучительно дорогого мобильного интернета и прочие прелести ушли в прошлое. Теперь сайты, так или иначе, взаимодействующие с мобильными устройствами — совсем другая история.

Смартфоны и планшеты в какой-то момент перестали быть роскошью и, естественно, подешевели. Позволить себе смартфон за 50 долларов может практически каждый — и поэтому процент трафика с мобильных устройст невероятно вырос за последние годы.

Согласно данным сервиса liveinternet — в рунете за последний месяц трафик с мобильных устройств составил 57%! Это огромная цифра, учитывая, что за год он вырос на 50%. А за два года — на все 280%. Эти колоссальные темпы роста по всему рунету также заметно повлияли и на сегмент коммерческих сайтов товаров и услуг.

Так, за последний месяц трафик с мобильных устройств на коммерческие сайты составил порядка 45% от общего трафика на эти сайты. Только представьте — почти половина пользователей рунета покупает исключительно с мобильных устройств! За год рост составил 36%, за два года — 68%. То есть всю эту громадную армию покупателей игнорировать уже никак не получится.

К сожалению, владельцы многих продающих сайтов вообще не думают о том, что половина потенциальных покупателей для совершения покупок пользуется мобильными устройствами. А тем не менее, многие сайты открываются на мобильных устройстах с большим трудом. Нечитабельные шрифты, неудобные для тачскрина элементы навигации, неработающие на мобильных устройствах скрипты — все это встречается сплошь и рядом.

Вполне возможно, что владельцы таких сайтов смотрят в сервисы аналитики и видят, что на их сайт приходит всего 5% пользователей мобильных устройств и не считают нужным делать сайт удобным для них. Мол, как-то справляются, значит и так сойдет. Однако, посмотрите на процент отказов от пользователей, взаимодействующих с сайтом при помощи мобильных устройств — скорее всего, тут-то вас и ждет сюрприз.

На сайте, неадаптированном для мобильных устройств с этих самых устройств будут громадные отказы. Пользователи не готовы тратить свой самый ценный ресурс — время — на то, чтобы разбираться с неудобным сайтом, при первой же трудности они оттуда уйдут обратно в поисковую выдачу, а сайт получит жирный минус к карму от поисковика и снижение позиций.

Таким образом вы теряете почти половину потенциальных покупателей, ощутимо снижаете поведенческие характеристики сайта, теряете трафик, позиции и клиентов только из-за того, что не хотите подумать об удобстве половины ваших посетителей.

Ну а те сайты, которые подумали, об удобстве пользователей, использующих мобильные, давно гребут деньги лопатой и радуют довольных покупателей своей клиентоориентированностью.

мобильные версии сайта2

Поскольку владельцы сайтов, несмотря на все эти исчерпывающие доводы, все равно не спешили позаботится о клиентах, компания Google решила подтолкнуть их к этому.

В феврале 2015 года был анонсирован mobile-friendly алгоритм, который снижал сначала в мобильном поиске, а потом и в основном — позиции сайтов, которые не адаптированы для мобильных устройств.

Google развернул целую мощную компанию за мобильную дружелюбость сайтов — так у всех неадаптированных сайтов в сервисе Google Webmaster Tools появилось предупреждение о неадаптированности как о серьезной ошибке, которую необходимо исправить. Google создал исчерпывающий мануал по оптимизации сайта для мобильных устройств — с валидаторами, подсказками и пошаговыми руководствами к действию.

Поскольку у неадаптированных для мобильных устройств сайтов трафик с Google ощутимо просел, некоторые вебмастера начали работы по адаптации. В России, к сожалению, большинство веб-мастеров и владельцев сайтов, факт снижения позиций с Google из-за мобильной неадаптированности, попросу проигнорировало. Однако, поскольку Google составляет почти половину трафика в рунете — думаю, скоро эта ситуация изменится.

Если вы уверены, что адаптацией сайта для мобильных устройст пора заняться, учтите, что есть несколько важных нюансов, касающихся мобильной версии сайта, которые необходимо помнить:

  • адаптивная верстка — да, мобильная версия — нет. Сайт, который открывается с разных типов устройств, одинаково адаптируется под величину и разрешение экрана, с возможным изменением верстки и скрытием ненужных элементов — это то, к чему Google хочет привести создателей и оптимизаторов сайтов. Мобильная версия сайта — то есть отдельный домен третьего уровня (то есть отдельный сайт!), который открывается для пользователей мобильных устройств не поможет вашему сайту вернуть потеряные позиции в Google — так как с точки зрения робота это будет другой сайт, а ваш основной все еще останется не mobile friendly.
  • mobile friendly сатов определяет сам Google. После выполнения всех работ, убедитесь в Google Webmaster Tools что у сайта нет ошибок и Google согласен считать его дружелюбным к мобильным устройствам. В противном случае, все проведенные работы не позолят вам вернуть потерянный трафик с Google — даже если пользователям стало более удобнее взаимодействовать с сайтом.
  • Такие экзотические решения как разработка приложений, конечно имеют некоторые плюсы. Например это возможность максимально вовлечь пользователя, сделать идеально удобный для него интерфейс и использовать практически неограниченные возможности для пользовательских сервисов, работать offline, реализовать геопривязку и прочий интересный функционал (так сделали, например ozon и яндекс.маркет). Однако, приложение также не поможет вам вернуть утраченные позиции в Google — сайт с приложением все равно не будет считаться mobile friendly.

В общем, больше думайте о своих покупателях и они с удовольствием ответят вам высокой лояльностью, расширением вашей аудитории за счет рекомендаций и, конечно же, регулярными заказами.